Правило юзабилити №2: сайт для посетителей

В этой статье мы попытаемся сформулировать еще один закон, нарушение которого может существенно сказаться на удобстве использования вашего сайта. Перед чтением рекомендуется ознакомиться с первым правилом юзабилити. Порядок, в котором пронумерованы правила, не влияет на их значимость. Другими словами второе правило не менее важно, чем первое, и наоборот.

Правило юзабилити №2: сайт для посетителейПравило юзабилити №2: сайт для посетителей


Вы наверное не один раз видели блоги, имеющие два сайдбара с правой стороны. Пользователю для полного счастья достаточно виджетов с облаком меток и наиболее популярными статьями. Однако администратор также хочет разместить в сайдбаре счетчики посещаемости, рекламу, список последних добавленных комментариев и тд. Тут одного сайдбара становится уже мало, потому администратор эгоистично решает занять четверть страницы бесполезной для посетителей информацией.



По неизвестным причинам, многие вебмастера страдают патологическим желанием любыми средствами сделать свой сайт красивее и фичастей, чем у соседа. На ранних стадиях заболевания на сайте появляется header весом 100 Кб. В особо тяжелых случаях болезнь проявляется в появлении ботов на Flash и прочих никому не нужных украшательств. Как следствие – страдают посетители сайта. В качестве лечения больному рекомендуется перечитывать это статью три раза в день перед едой.

В различных каталогах (статей, файлов и тд — не важно) функция поиска по сайту является одной из самых востребованных, что не сложно проверить. А раз так, почему бы не сделать эту функцию достаточно гибкой? Попробуйте найти все фильмы, в которых снялся Киано Ривз, на любом популярном торрент-трекере, и вы убедитесь, что их администраторы не удосужились позаботиться о гибкости функции поиска.



На новостных порталах и в блогах достаточно востребованной является функция почтовой рассылки. Однако довольно часто она либо вообще не представлена, либо никак не документирована. Посетителей, желающих подписаться на рассылку, интересует масса вопросов — как часто производится рассылка, содержит ли она рекламу, возможно ли от нее отписаться и тп. Если, оставив комментарий на пост в вашем блоге, посетитель будет получать email-уведомление о каждом новом комментарии без возможности отписаться, можете быть уверены, что больше он на ваш сайт не вернется.

Правило юзабилити №2: сайт для посетителейПравило юзабилити №2: сайт для посетителей


Часто администраторы сайтов, в погоне за поддержкой функций, которых нет у конкурентов, забывают об интересах пользователей. Администраторы почтовых рассылок на Subscribe.ru, должно быть, понимают, о чем речь. В интерфейсе системы, как говориться, без ста грамм не разобраться. Чего стоит только ссылка на форму отправки новой рассылки, расположенная в полутора экранах от начала страницы.



Выделив общие черты перечисленных ошибок, можно сформулировать второе правило юзабилити: «Cайт создается для посетителей». При управлении сайтом думайте о пользователе и задавайте себе вопросы. Откуда и зачем он к вам приходит? Как ему помочь, или хотя бы не мешать, достичь своей цели?